Потягивая безалкогольный мохито, я (Я) рассматриваю на протянутом мне смартфоне тайского товарища (ТТ) зимнюю куртку. Перед этим он поделился со мной планами посетить Москву в этом декабре. По крыше кафешки барабанит дождь. Жарко.
(ТТ) - Вот ты как думаешь, в такой холодно будет в Москве?
(Я) (разглядывая цифровые космы меха на капюшоне) - Даже жарко.
(ТТ) - Как жарко? Это же декабрь, зима. В России снег и морозы, я же видел в кино.
(Я) - В России - да, а в Москве - нет. В Москве теплее, город огромный и теплый, сам себя греет. Негде мерзнуть. Из дома в маршрутку, из маршрутки в метро, из метро в офис - шуба не нужна. Там даже снега нет половину зимы, а когда есть - его солью растапливают.
(ТТ) - ... Солью?
(Я) - Да, солью. По идее надо посыпать химией специальной, но правительство экономит и заправляет машины солью.
(ТТ) - По Москве ездят машины, которые солят дороги?
(Я) - Эммм... Ну, в общем-то, да. От соли снег тает и дороги не надо чистить специальной техникой.
(ТТ) - Наверное интересно ездить зимой. У вас в машинах должны по идее стоять вместо кондиционеров печки.
(Я) - Они и стоят. И кандеи стоят, без них летом в пробке не выжить никак. И печки. Но этого же мало, у наших машин еще есть этот... Не знаю как сказать по английски. В общем, в сиденьях тоже есть печки, провода специальные, которые нагреваются.
(ТТ) - Я понимаю
(Я) - В дорогих машинах даже в руле есть печки.
(ТТ) - А там-то зачем?
(Я) - Ну вот выходишь ты утром на улицу, а машина всю ночь при минус 25 стояла. И внутри у неё тоже всё минус 25. И руль тоже. И сиденье. Если не хочешь руки отморозить - нужна печка.
(ТТ) - ....
(Я) - У нас и под этими, не знаю как на английском... Ну эти, пшш-пшш (показываю руками работу стеклоочистителей) стекло с печкой. Потому что когда снег падает на стекло, он наполовину тает. А на этих... Пшш-пшш - липнет и замерзает. А если остановить эти пшш-пшш на минуту - оттаивает. Но иногда проще машину остановить и постучать по ним. Лёд отломить.
(ТТ) -.....
(Я) - И в зеркалах у нас печки. Иначе снег налипает и не видно ничего.
(ТТ) (задумчиво) - Никогда не думал о таких деталях. Там правда так холодно?
(Я) - Да не, не очень холодно в Москве-то. Но представь. Ты оставляешь теплую машину на улице и идешь спать. Машина внутри теплая, а снаружи падает снег. Он тает и замерзает. Мороза нет, но температура все равно минусовая. Получается лёд. А утром ты выходишь и видишь, что вся машина покрыта льдом.
(ТТ) - .... И что же делать?
(Я) - Достаешь из кармана баллончик с размораживателем замка, поливаешь замок, открываешь со всей силы дверь. Заводишь. Ждешь пока нагреется двигатель - вот тут очень кстати печка в сиденье, пока ждешь.
(ТТ) - А печка салона?
(Я) - Пока двигатель не нагреется - печки нет.
(ТТ) - Минус 25?
(Я) - Ага.
(ТТ) - (зябко ёжится) Не представляю себе такую температуру.
(Я) - Мы там тоже её не представляем, просто живем в ней.
(ТТ) (делает долгий глоток пива)
(Я) - (чувствуя, что Остапа уже понесло) Но чтобы поехать, надо же ещё стекло лобовое ото льда очистить. У нас для льда специальные маленькие пластиковые лопаты продают. Пока печка дует на стекло изнутри, ты царапаешь его снаружи.
(ТТ) - То есть нагреть салон и потом снова выходить в минус 25?
(Я) - Ну или ждать лишние пол-часа, пока само оттает. Но это ладно, гораздо веселее, когда на парковке трактором снег чистят.
(ТТ) - Трактором?
(Я) - Конечно. У нас может снега навалить вот столько (показываю руками пол-метра). А трактор не может снег увезти, он его только с дороги убирает в сторону. Чтобы ехать можно было. Потом приходят и остатки снега чистят эти... Гастарбайтеры. Знаешь такое слово?
(ТТ) - Гаста... Нет
(Я) - Ну это... Русские бирманцы. Делают тяжелую работу вместо русских.
(ТТ) - Это же хорошо?
(Я) - Это хорошо, если трактор в отдельное место весь снег сгребает и бирманцы раньше тебя проснулись. Чаще получается так, что ты выходишь, а у тебя перед машиной гора снега по колено.
(ТТ) - (охает) И как ехать?
(Я) - Да так и ехать. Пока машина греется - достаешь лопату из багажника и откапываешь дорогу.
(ТТ) - (недоверчиво) У тебя в багажнике лопата?
(Я) - У любого нормального водителя в России в багажнике зимой лежит лопата. Главное, когда достаешь - не открывать багашник широко, а то снег нападает. Растает потом.
(ТТ) - ....
(Я) - Тает, собака, потом машина гнить будет. Два раза из машины выходишь, на ботинки снег прилипает и тает потом в кабине. Мы для этого коврики зимние используем специальные. Они как резиновые тарелки, вода не вытекает на пол. И сверху кладем специальное полотенце, воду ... Как сказать "впитывает" не знаю... Воду собирает, в общем.
(ТТ) - Я понимаю. Но это какая-то боль, а не езда на машине.
(Я) - Мы привыкли. Это только кажется, что боль. А так - нормально. Главное шины хорошие поставить и не экономить на незамерзающей воде.
(ТТ) - ? (Вопрос в глазах)
(Я) - Минус 25, помнишь? Нельзя стекло лобовое простой водой мыть. Надо налить незамерзающую воду. Или дешевую водку.
(ТТ) - (радостно) Водку?
(Я) - Шучу конечно, но иногда можно и водку, если вариантов больше нет.
(ТТ) - (задумчиво) У вас солят дороги, возят лопату в машине, кладут полотенце под ноги, водкой моют стекла и есть русские бирманцы...
(Я) - Ты не обязан мне верить. Поезжай в Москву в декабре :) Главное, чтобы ты там зимний дождь не увидел.
(ТТ) - Дождь в минус 25 ?! Как это возможно?
(Я) - У нас и не такое возможно.